РЕШЕНИЕ Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2016, 1-3 декабря 2016 г. г.Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ Всероссийской научно-практической конференции «Детская школа искусств – 2016: образование, управление, развитие», проведенной в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума 1-3 декабря 2016 г. г.Санкт-Петербург.

Участники Всероссийской конференции «Детская школа искусств – 2016: образование, управление и развитие» (далее – Всероссийская конференция) заслушали и обсудили доклады участников Всероссийской конференции - представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры, руководителей и преподавателей детских школ искусств, представителей методических служб субъектов Российской Федерации, специалистов Института развития образования в сфере культуры и искусства и Российской академии музыки имени Гнесиных, руководителей и специалистов различных организаций, деятельность которых направлена на поддержку отечественного художественного образования.

Участники Всероссийской конференции отмечают, что российская система образования в сфере культуры и искусства имеет базовую ступень обучения, которой является детская школа искусств. Детская школа искусств сегодня - это многофункциональный образовательный, культурно-просветительский, социально ориентированный центр.  При этом в основе образовательного процесса детской школы искусств лежат дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, обеспечивающие качество и преемственность содержания образования; общедоступность и многообразие отражают дополнительные общеразвивающие программы.    

Детская школа искусств, являясь хранителем лучших традиций отечественного образования в сфере искусств, одновременно готова к восприятию нового, к развитию и обновлению, реализации инновационных проектов. Детская школа искусств включается в активную деятельность по реализации адаптированных программ, к инклюзивному обучению.

Внимание государства к дополнительному образованию детей и системе детских школ искусств, в частности, определено в целом ряде документов концептуального характера: Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, Распоряжении Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей», Стратегии развития воспитания на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. 

Благодаря активной, целенаправленной деятельности Министерства культуры Российской Федерации сложная и многоступенчатая система образовательных учреждений искусств, наконец, обрела правовую основу, имеет четкую нормативную базу. Это качественно новые условия для дальнейшего развития.

Между тем, участники Всероссийской конференции выделяют целый ряд проблем, для решения которых необходима консолидация сил – профессионального сообщества, учредителей, деятелей культуры и искусства, заинтересованных органов власти.

Это вопросы, связанные с сохранением детских школ искусств как самостоятельных юридических лиц, недопущением сворачивания системы детских школ искусств, объединения их с центрами дополнительного образования и общеобразовательными школами. Ежегодно количество детских школ искусств сокращается, а в условиях прогнозируемого ежегодного увеличения количества детей школьного возраста, обучение в детских школах искусств может уже в ближайшие годы стать малодоступным.

Проблемой последнего периода стало обострившееся противоречие между значимостью введения предпрофессиональных программ в образовательный процесс детских школ искусств и недостаточностью их финансирования.

Препятствием к решению стратегической задачи сохранения классических основ музыкального образования становится не преодоленная до сих пор тенденция уменьшения количества учащихся, обучающихся  по программам академического направления в области музыкального искусства.

По-прежнему острой остается и проблема кадрового обеспечения отрасли, особенно – в условиях ужесточения требований к профильному образованию и квалификации педагогических работников.

Требует особого решения и проблема материально-технического обеспечения учебного процесса. Реализация дополнительных образовательных программ в области искусств сопряжена с особым оснащением образовательного процесса, необходимостью его обеспечения специальным инструментарием и оборудованием. 

Участники Всероссийской конференции отмечают также, что сложный и разнонаправленный образовательный процесс современной детской школы искусств требует и соответствующего учебно-методического обеспечения. В настоящее время возрастает необходимость в оснащении каждого предмета учебной литературой, в том числе, учебниками и учебными пособиями, наглядными и мультимедийными материалами.

Реализация образовательных программ в детских школах искусств осложняется проблемой загруженности детей в общеобразовательной школе, в том числе, необходимостью посещать занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. И, несмотря на разъяснения, данные Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении академических прав обучающимся на зачет часов дополнительных образовательных программ соответствующей направленности, осваиваемых в организациях дополнительного образования, руководство общеобразовательных школ в большинстве своем требует от своих учащихся обязательного посещения занятий внеурочной деятельности.

Отмечая необходимость в совершенствовании системы проведения творческих мероприятий, участники конференции поддерживают инициативы организаторов конкурсов различных уровней, которые проводятся с очным участием конкурсантов и направлены на выявление и поддержку одаренных детей – учащихся детских школ искусств.  

 

Участники Всероссийской научно-практической конференции обращаются с предложениями: 

к Министерству образования и науки Российской Федерации: 

Разработать Порядок взаимодействия общеобразовательных школ с детскими школами искусств по обеспечению академических прав учащихся на зачет часов дополнительных образовательных программ, реализуемых в детских школах искусств.

к Министерству культуры Российской Федерации: 

1. Продолжить работу по организации и обеспечению комплекса мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных учащихся и талантливых педагогов.  

2. Содействовать созданию постоянно действующих творческих и профессиональных связей между образовательными учреждениями, представляющими три ступени образования в сфере культуры и искусства – школа-училище-вуз, в том числе по вопросам создания учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств в детских школах искусств.

 

Участники Всероссийской научно-практической конференции рекомендуют:

органам управления культурой субъектов Российской Федерации

1. Рассмотреть вопросы, связанные с реализацией права органов государственной власти субъектов Российской Федерации на «предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей» (на основании части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 272-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 313-ФЗ).

2. В региональных программах развития дополнительного образования детей, дорожных картах отрасли культуры предусмотреть: увеличение и развитие сети детских школ искусств регионального подчинения, строительство новых зданий детских школ искусств при принятии решений, принимаемых в рамках территориального планирования в части размещения на территории субъектов Российской Федерации объектов сферы образования. 

3. Включить в региональные программы развития образования финансовое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию прав педагогических работников детских школ искусств в части обеспечения повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

4. Рассмотреть вопрос о создании общедоступной региональной базы данных разработанных дополнительных адаптированных общеобразовательных программ в области искусств  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Создать условия для обеспечения деятельности региональных методических служб по организационно-методическому сопровождению реализации образовательных программ в детских школах искусств.

учредителям детских школ искусств

1. Не допускать необоснованной оптимизации сети детских школ искусств.

2. Не допускать в государственных (муниципальных) заданиях сокращения количества обучающихся в детских школах искусств, содействовать развитию предпрофессионального образования.

3. В государственных (муниципальных) заданиях предусматривать субсидии на организацию и проведение детскими школами искусств творческих мероприятий - конкурсов, фестивалей, выставок как формы выявления и поддержки одаренных детей. 

руководителям детских школ искусств 

1. Создавать организационно-педагогические условия для введения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств.

2. Предусматривать в программах развития детских школ искусств проекты и мероприятия, обеспечивающие высокое качество методической деятельности педагогических работников. 

3. Направлять  деятельность педагогических коллективов на разработку мероприятий по сохранности контингента, увеличению конкурса на дополнительные предпрофессиональные программы. 

4. Разрабатывать систему мер по сохранению и развитию академических направлений в обучении детей в детских школах искусств. 

Template Design free templates Joomla

Яндекс.Метрика