События

Творческий путь Веры Городовской (к 100-летию со дня рождения)

Вера Николаевна Городовская

55438

(1919-2019)

Когда мы говорим о народных музыкальных инструментах, сразу приходит на ум балалайка, гармонь, ложки, трещотки, рожки, жалейки, свирель… а дальше надо вспоминать, извлекать из своей памяти что-то более древнее, уходящее корнями в историю. В эпос, в былины… Вот! Садко! Новгородский купец, гусляр. Гусли! Конечно же, гусли! Несмотря на то, что инструмент активно используется в народных ансамблях, не в каждом его и встретишь, а между тем по богатству звуков, их яркой палитре гусли могут соперничать с классическими музыкальными инструментами. Как и любой инструмент, гусли имеют свою исполнительскую школу. Современная отечественная школа игры на гуслях во многом обязана народной артистке, композитору Вере Николаевне Городовской, столетие со дня рождения которой отмечается в этом году.

Родилась Вера Николаевна 20 января 1918 года в городе Ростове Ярославской области, в семье регента ростовского кафедрального Успенского собора Смирнова Николая Леонидовича. Отец совмещал духовную службу с мирскими «заботами» - был агентом ярославской конторы центрзакупа, а потом заведующим Земельной секцией Коммунотдела. После ухода из собора в 1926 году руководил хоровыми кружками в клубах города. Мать Наталья Павловна была отличной портнихой, и некоторое время вела занятия в кружке кройки и шитья в клубе «Красный Октябрь», но потом была вынуждена работать дома, а в свободное время пела в хоре. В семье часто звучала музыка, устраивались репетиции, и маленькая Вера тянулась к фисгармонии, с интересом овладевая инструментом. Девочка нажимала на клавиши, а папа на педали. Ей не было ещё и семи лет, когда она «стала учиться игре на фортепиано у лучшей учительницы города Елены Иосифовны Пахарнаевой, урождённой Тарковской. В доме Пахарнаевых регулярно устраивались концерты, которые сыграли немалую роль в формировании музыкальных наклонностей девочки. В 1926 г. Вера Смирнова поступила в Ростовскую городскую музыкальную школу, которая находилась в Городском саду и, «вследствие некой отстранённости от города» была неудобна для посещения. В тёмные зимние вечера ученики, и их родители отказывались туда ходить. Школа в Ростове несколько раз переезжала с места на место, и порой преподаватели занимались с учениками на дому.

Во время учёбы в музыкальной школе, в 1931 году директор ростовского парка пригласил Веру в качестве пианиста-иллюстратора для озвучивания немого кино. Именно здесь у девочки проявились способности импровизатора, ведь приходилось играть не только ранее выученные произведения, но и следовать характеру кинокартины. Впоследствии, эти опыты развились в композиторский талант.

В 1935 г., после окончания школы Веру Смирнову приняли в ярославский музыкальный техникум имени Л. В Собинова, где она была зачислена в класс выпускницы Петербургской консерватории Антонины Дмитриевны Львовой, талантливой пианистки. Уже на первом году обучения Вера Николаевна оказалась в центре музыкальной жизни Ярославля. Одновременно с занятиями Вера работала концертмейстером в том же техникуме, в классе народных инструментов, который вел Евгений Михайлович Стомпелев. Как-то после занятий Стомпелев предложил девушке зайти на репетицию руководимого им Ярославского оркестра народных инструментов. Придя на репетицию, Вера Николаевна впервые увидела невиданный доселе инструмент - клавишные гусли. Взяв немного аккордов, Евгений Михайлович предложил и Вере сделать то же самое. Спросил: "Нравится?" - она ответила: "Очень!". "Тогда приходи нынче вечером, будешь играть в концерте". Этот день определил всю дальнейшую судьбу Веры Николаевны Городовской, с тех пор посвятившей себя этому чудному, волшебному, сказочному инструменту.

Закончив в 1938 году музыкальное училище, Вера Николаевна поступила в Московскую консерваторию на фортепианный факультет, в класс профессора С.Е. Фейнберга. Но любовь к гуслям, осталась, и в следующем году заслуженный артист РСФСР Петр Иванович Алексеев (1892–1960) пригласил Веру Городовскую в созданный им государственный оркестр народных инструментов СССР в качестве исполнительницы на клавишных гуслях. В мае 1940 года оркестр возглавил Николай Петрович Осипов. Этому непревзойденному балалаечнику Вера Николаевна аккомпанировала на пианино. А ещё через год началась война. Несмотря ни на что, оркестр остался в Москве и продолжил свою работу, часто выступая по радио.

В 1942 г., по решению ЦК ВКП(б), Комитетом по делам искусств СССР в Москву из Ленинграда был вывезен архив основателя первого в истории России оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева и имущество его оркестра. Среди инструментов находились гусли клавишные, гусли щипковые (работы мастера А. И. Гергенса), а также гусли звончатые. Осипов поручил Вере Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент - щипковые гусли. Та согласилась, но сначала даже не знала с какой стороны ей правильно садиться за гусли. Эту задачу она решила по принципу арфы - высокий регистр около себя, а нижний от себя. Играть так было неудобно, и она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Николай Петрович сказал: "Попробуй, может быть так что и получится?" - И получилось... С этого времени Вера Городовская становится первой женщиной, игравшей на этом инструменте в оркестре.

Надо сказать, что в то время в Москве щипковые гусли уже длительное время не употреблялись в концертной практике. В отношении оркестровых партий пришлось все сочинять самой, так как ни один композитор не знал этого инструмента. Она начала создавать для себя небольшие пьесы и выступать с сольными номерами.

В 1946 году в одном из концертов оркестра русских народных инструментов прозвучала виртуозная, красочная обработка песни "Ходила младёшенька" для гуслей с оркестром. Это был первый композиторский опыт Веры Городовской.

Удивительной находкой стало объединение в дуэт клавишных и щипковых гуслей. Две гуслистки Вера Городовская и заслуженная артистка РСФСР Олимпиада Павловна Никитина исполнили русскую народную песню "Не брани меня, родная", "Жаворонка" Глинки, "Желание" Шопена и другие произведения. Позднее специально для этого дуэта композиторы начали сочинять свои произведения: А. Муравлев написал "Былину", А. Холминов сделал ряд обработок народных песен, П. Барчунов сочинил трехчастный Концерт для дуэта гуслей с оркестром.

Дуэт

 

За долгие годы своей творческой деятельности как композитор Вера Николаевна Городовская создала бессчетное количество сочинений и обработок и для дуэта гуслей, и для гуслей звончатых, для балалайки, домры, оркестра. Среди них: "Выйду на улицу", "Камушка", "Кубанская рапсодия", "Москва моя", "Молодежная увертюра", "Памяти Есенина", "На улице дождик", "Не слышно шума городского", "Русская тройка", "Плескач", "Русская зима", "Русский вальс", "Ромалеска", "Степь да степь кругом", увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л.А.Руслановой, Т.Хренникова, "Хоровод", "Частушки", "Черемшина". В этих сочинениях привлекают задушевность и светлая праздничность, напевность и пульсирующий ритм, затейливость мелодического развития и блестящее использование технических возможностей инструментов. Её музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и за её пределами.

В 1969 году Вере Николаевне Городовской было присвоено звание Народной артистки России, первой из композиторов - народников . С 1984 г. ее композиторская деятельность отмечалась премиями на трех Всероссийских конкурсах патриотической музыки и на конкурсе на приз имени Будашкина (1989 г.).

Презентации, концерты, конкурсы, гастроли — вся жизнь Веры Николаевны была расписана поминутно. И все-таки она не забывала своего родного Ярославского музыкального училища. И не просто приезжала в гости, но и писала музыку для местных музыкальных народных коллективов, в частности, для ансамбля «Скоморошина». Вера Николаевна не забывала и свою родину. В своих воспоминаниях она писала: «Я выросла в древнем городе Ростове. Его величественная архитектура побудила меня обратиться к истории Отечества, к истокам музыкальной культуры. Еще тогда заинтересовали два направления в старинной музыке – старинные распевы, ставшие затем основой академического хорового письма, и радостные жизнелюбивые народные наигрыши. Думается, что именно гусли дали мне возможность соединить эти на первый взгляд несопоставимые направления».

Все, кто помнит Городовскую, отмечают ее удивительную скромность, до застенчивости, на лице неизменную открытую добрую улыбку. Эта миловидная, простая в общении женщина была до чрезвычайности требовательна в работе не только к себе, но и к своим коллегам. Обладая тончайшим слухом, она чувствовала самую малейшую фальшь в мелодии. Об этом вспоминают многие из ярославских музыкантов, кому довелось с ней работать. Но и отдыхать она умела, в любой компании становилась центром общения. Там, где находилась Вера Николаевна, всегда были смех, шутки, розыгрыши.

В 1999 году, в канун 80-летнего юбилея вышла в свет её книга "Школа игры на клавишных и щипковых гуслях", обобщившая навык работы выдающегося композитора и музыканта. В этом же году Русская Православная церковь учредила Медаль имени В.Городовской в знак признания её творческих заслуг исполнителя, композитора, педагога, возродившего школу игры на щипковых гуслях. Такой чести удостоены немногие.

Вера Николаевна умерла 20 сентября 1999 года. Выходила на сцену и играла, уже будучи смертельно больной, потому что музыка была ее жизнью. Похоронена в Москве на Головинском кладбище.

Могила Городовской

В 2000 году на здании музыкального училища им. Л. В. Собинова установлена мемориальная доска, посвященная памяти Веры Николаевны Городовской.

В 2012 году ярославскому областному конкурсу молодых исполнителей на народных и духовых инструментах было присвоено имя Веры Городовской. В 2016 году конкурс стал межрегиональным, собирающим исключительно исполнителей на народных инструментах. С 2019 году конкурсу присвоен статус Всероссийского. Он пройдёт в Ярославле с 29 по 31 марта в стенах Ярославского музыкального училища (колледжа) им. Л.В. Собинова. 

Город

В феврале 2019 года коллектив музыкальной школы искусств  города Ростова Ярославской области выступил с инициативой о присвоении учреждению имени народной артистки РСФСР Веры Николаевны Городовской. Поддержать инициативу можно, следуя по ссылке: https://vk.com/dshirostov

 

 

 

Template Design free templates Joomla

Яндекс.Метрика