События

Искусство художественного слова

Художественное слово было востребовано всегда. Ещё до появления письменности. Ведь недаром говорится,  что  вначале было слово. Мы знаем, что многие истории, сказки, легенды, притчи передавались из уста в уста. Именно так сформировался греческий эпос, большинство страниц которого относят к творчеству мифического певца-поэта Гомера, великий свод арабских сказок «Тысяча и одна ночь»,  которые рассказывались на восточных базарах и в караван-сараях, песни славян, исполненные легендарными боянами. Достаточно вспомнить сказки народов мира со схожими сюжетами, как становится ясно, что именно слово летело сквозь времена и все преграды. Но одно дело просто рассказать, другое погрузить слушателя в атмосферу произведения, сделать его невольным свидетелем, недвижимым соучастником события, пробудить у него те эмоции и чувства, которые вложил автор в своё творение. А это уже искусство. Искусство художественного слова.

И сейчас художественное слово востребовано, как жанр. Особый интерес  к исполнительскому искусству проявляют специалисты учреждений культуры, которые активно работают в направлении возрождения чтецкой школы и проявления любви к художественному слову через литературные кружки, театральные постановки, конкурсы чтецов. Поэтому  совершенствование навыков чтеца – одна из задач сферы культуры.

Именно этой теме был посвящён двухдневный семинар, который проходил 31 января - 1 февраля в  Ярославском колледже культуры. Семинар был организован Учебно-методическим и информационным центром работников культуры и искусства Ярославской области. Занятия проводила доцент кафедры дополнительного и неформального образования ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования",  кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования, лауреат Губернаторской премии за заслуги в области образования, педагог высшей квалификационной категории Наталья Валерьевна Румянцева.

1

Программа семинара ставила задачи ознакомления с особенностями и социокультурным потенциалом жанра художественного слова, совершенствования практического умения анализировать как художественную прозу, так и поэзию, навыков художественного восприятия и образного мышления.

2

3

Понятие живого слова и его значение, этапы работы над текстом, создание ассоциативных образов, определение «сверхзадачи» чтеца, его сценическая культура и культура речи отрабатывались на примере рассказов А. П. Чехова «Ванька» и Радия Погодина «Жаба», стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». По оценкам участников обучения очень полезны были тренинги, направленные на обновление техники в исполнительской практике. Это и подготовка речевого аппарата к звучанию, развитие голосовых регистров, управление  тембром и темпом речи. Были раскрыты секреты выступления без волнения. Игровая и ненавязчивая форма подачи материала, а также  комфортная творческая и дружественная атмосфера вызвала у слушателей новое желание работать над популяризацией жанра художественного слова, который в настоящее время не такой уж частый гость на сценических площадках.

4

5

8

6

7

9

10

В конце обучения было проведено итоговое занятие в форме индивидуального исполнения слушателями художественного произведения. Для получения зачёта необходимо было проявить ряд качеств и навыков, полученных в ходе занятий. Это естественность исполняемой роли с учетом жанровых особенностей произведения, способность создавать «киноленту видений» текста, умение выстраивать сквозное действие и в то же время определять главное и второстепенное в тексте, умение создавать речевой образ через речевые выразительные средства, коими являются тембр, темп, сила голоса, пауза. Безусловно, оценивалась  и способность донести до слушателя свои мысли, чувства и переживания, вызванные художественным произведением.

11

Всего в индивидуальных и групповых занятиях  приняли участие  24 человека из Ярославля и десяти районов области. Это специалисты культурно-досуговых учреждений, преподаватели колледжа и библиотекари, работающие с чтецами-любителями. Все участники получили «зачет», продемонстрировав хорошее качество исполнения художественного произведения. Они, в свою очередь, поставили оценку «Отлично»  организаторам семинара, в лице методиста УМиИЦ Марины Ивановны Белых за чёткую организацию учебного процесса и составление интересной программы, а также выразили своё восхищение профессионализмом преподавателя Румянцевой Натальи Валерьевны.

Template Design free templates Joomla

Яндекс.Метрика