Уважаемые коллеги! Нам приятно, что в это непростое для всех нас время нам пишут преподаватели, которые работают зарубежом. Недавно мы получили письмо от преподавателя по классу скрипки Консерватории города Ланклуатр (Франция) Валерии Лебедевой, в котором она делится своими методиками дистанционной работы со студентами.
Valeriya Lebedeva, violoniste, Conservatoire de Lencloître и Ensemble Josquin des Prés de Poitiers Валерия Лебедева, скрипка. Консерваторияг. Ланклуатр Франция
Ранее: Ярославский академический симфонический оркестр и ДШИ им. Л.В. Собинова
г. Ярославль
Дорогие друзья !
Сейчас в непростых условиях пандемии особенно остро стоит вопрос, каким образом осуществлять нашу педагогическую деятельность, которая всегда и во всем мире базировалась на исключительно личном контакте педагога и ученика. Во французской методологии есть специальный термин : face à face pédagogique..
Мы здесь, находясь уже в конце третьей недели карантина, с первых же его дней были серьёзно озадачены сугубо практическими вопросами : как и что преподавать? Правительство Франции признало существующую ситуацию уникальной и доселе неизвестной в истории. Последняя подобная эпидемия во Франции случилась почти век назад. Именно тогда в недрах системы Education Nationale начал формироваться Центр дистанционного образования. Но всё это не было востребовано до сегодняшнего дня..
Если педагоги общеобразовательных школ были хоть как-то информированы и вооружены методиками, то в системе художественного образования ничего подобного предложено не было. Не секрет, что мы очень мало в своей работе соприкасались с информационными технологиями, максимум освоили худо-бедно нотный набор..Да и как заменить живое общение, обмен энергиями, передачу «данных» на неосязаемом уровне, которые возможны только на индивидуальном уроке?!
С другой стороны, как оставить учеников без уроков?! Было много сомнений..Дистанционные уроки? – не у всех есть даже компъютеры, не везде мощный Интернет. Если у пианистов и струнников инструменты дома, что делать, например, ударникам? Как быть с репетициями коллективов и уроками сольфеджио?
Есть ещё юридические аспекты вопроса, например, правомочность прямых контактов с несовершеннолетними по интернету, даже если это твои «родные» ученики, опасность хакерских атак и несанкционированного использования личных данных.
Но понемногу всё более-менее стабилизировалось.. Сейчас уже можем поделиться опытом и дистанционных уроков, и других способов держаться на связи с учениками.. как показала практика, уроки по Skype, Messenger, WhatsApp вполне возможны, и родители, и дети приспосабливаются быстро. От педагога требуется, конечно, предварительная подготовка, согласование с родителями расписания, дисциплина, но это привычное состояние))) Некоторые наши коллеги отправляют раз в неделю задания для учеников, музыку для прослушивания с опросниками (это касается в основном, теоретических дисциплин). Мы предлагаем им образовательные фильмы, благо, французским министерством Просвещения уже давно были инициированы такие программы.
Чтобы компенсировать отсутствие прямого педагогического показа, мы записываем видео с объяснениями трудностей. Я это делаю сразу после урока по Скайп, например. Получается своеобразный дневник с заданием и объяснением по принципу «Как заниматься дома». Некоторые ученики присылают сами свои видео- и аудиозаписи и ждут комментариев. Даже если нет компъютера и нестабильный интернет, выручает смартфон.
Для того, чтобы не терять наработанный репертуар в ансамблях и оркестрах, я лично использую набранные в нотном редакторе произведения, переведенные в аудиоформат, и отправляю ученикам в качестве своеобразных минусовок-тренажеров. Интереснее, чем заниматься под метроном))) Другие педагоги используют программу Zoom, которая позволяет провести конференцию с несколькими учениками, но одновременно, к сожалению, играть невозможно.Ученики играют по очереди, педагог контролирует.
Сегодня мы узнали, что карантин будет долгий..но мне кажется, мы к нему готовы. Ведь наша главная задача – делиться с нашими учениками своей увлеченностью музыкой, поддерживать их, быть для них носителями не только культурных, но и общечеловеческих ценностей. Расширять их кругозор во многих аспектах – история, география, литература, смежные виды искусств..Кто как не мы? Воспитание музыканта – это ведь не только научить технологии, но прежде всего, развивать душу и ум.
А разве у нас всегда хватает на это времени, когда нужно готовиться к экзаменам, концертам, мероприятиям? Могу сказать, что во Франции сейчас педагоги много об этом говорят, знаю это по интернет-общению с коллегами в группе Фейсбук «Художественное образование дистанционно». Вынужденно мы возвращаемся к «общечеловеческим» аспектам профессии..Когда передача информации напрямую затруднена, поневоле задумываешься о её качестве и количестве.
Я думаю, что это непростое время всё же для нас продуктивно! Это выход из рамок и стереотипов, выход из зоны комфорта, перетряска и ревизия своих профессиональных и человеческих установок, сформированных в эпоху мирового рынка и технократии. Это поиск нового! Говорят, природа сейчас «отдыхает» от человека, во многих мегаполисах стали появляться дикие животные, очищается небо над городами...Душа человека, особенно ребенка, не нуждается ли тоже в отдыхе, заботе и уходе, в «правильном питании»? Остановимся,оставим суету и вечный график, заглянем внутрь себя, зададимся «неудобными» вопросами...
По своей практике вижу, что дети и взрослые устали, напряжены, у нас карантин строгий, выходить из дома запрещено, нужно разрешение, чтобы пойти в магазин или аптеку.Очень много заданий приходит из общеобразовательной школы. Родители часто не справляются, особенно в семьях с несколькими детьми – школа на дому, хозяйство.. Как правило, все работают дистанционно, кроме тех, кто по долгу службы призван быть на рабочем месте. Особенно тяжело медикам. Атмосфера непростая.
Но раз в неделю мы продолжаем заниматься музыкой, как раньше, и улыбки учеников в конце видеосеанса моя лучшая награда! А фальшивые ноты со временем исправим.